Вернуться к новостям
5/28/2025
Путь к экспорту аммиака лежит через автодороги
Около полугода на строящемся специализированном терминале Port Favor в порту Усть-Луга работает технологическая линия по перевалке аммиака, который привозят сюда с завода в Ленинградской области. Пока единственный способ доставить груз – перевозки на аммиаковозах. О плюсах и минусах работы с такой технологией – в материале «РЖД-Партнер».
Тонкости перевалки


Согласно данным исследования консалтингового агентства Kept, к 2030 году может случиться так, что темпы роста производства метанола и аммиака в мире не будут успевать за динамикой спроса на них. Это шанс для российских экспортеров. Однако им, чтобы попасть на мировые рынки, предстоит преодолеть ряд трудностей, одна из которых – необходимость усиления транспортной инфраструктуры.

В случае с Port Favor основная ставка сегодня делается на автотранспорт. Под управлением логистической компании «ПриоритиЛогистик», которая осуществляет данные перевозки, находятся 48 аммиаковозов: это тягачи SITRAK с автоцистернами российского производства. На терминале созданы 12 точек слива аммиака с автотранспорта.

С начала производственных работ, стартовавших в апреле 2024 года, и до сегодняшнего дня с терминала на экспорт отправлено 587 тысяч тонн аммиака, или 29 судов с ним. Только за прошедшие месяцы 2025 года перевалено 237 тысяч тонн. В перевозке обычно участвуют 32–35 машин. «Если загрузить все автомобили, то они по прибытии будут стоять в очереди к точкам слива. В это время в цистернах начнет повышаться температура, что грозит просадкой по производительности. Поэтому работа планируется совместно с заводом, логистической компанией, администрацией судна: заранее вычисляется, сколько аммиака требуется загрузить за полсуток-сутки», – рассказывает директор Port Favor Игорь Липинский. В логистической компании добавляют, что в среднем в сутки перевозится 2500 тонн. Одна машина берет 21–23 тонны.

Как отмечают логисты, было несколько технологически сложных моментов. В среднем технологический процесс занимает шесть часов: сюда входят загрузка цистерны, переезд до терминала, слив аммиака, возвращение машины – все по 1,5 часа. Но, к примеру, в теплое время года на слив может уходить больше времени – при повышении температуры процесс идет медленнее.

«На заводе аммиак грузится практически всегда при -30 градусах. Температура воздуха влияет при движении автотранспорта от завода до терминала. Летом аммиак может приходить и с температурой -18 градусов», – рассказывает И. Липинский. Это увеличивает скорость перелива, так как судну нужно проводить захолаживание, чтобы в дальнейшем везти груз без потерь.


Способы адаптивности

Как уточнили наши собеседники, перевозочный процесс адаптируется к запросам как завода, так и администрации судна. Последняя может обозначить необходимость ограничить интенсивность работы или, наоборот, усилить: в течение 3–4 часов график перевозок пересматривается.

Для увеличения скорости технологического процесса проводится работа над усовершенствованием оборудования для налива и слива аммиака. Как пояснил начальник департамента по производственной и оперативной деятельности «ПриоритиЛогистик» Руслан Ситдеков, эксперименты нужны и для увеличения безопасности транспортировки. «На российском заводе-изготовителе проводятся испытания с экспериментальной бочкой. Предварительно, они дают положительный эффект. Это первое мероприятие, которое может сэкономить 20 минут из технологического процесса. Были поставлены специализированные муфты на места скоростных предохранительных клапанов. Сейчас мы разрабатываем второе мероприятие, направленное на увеличение скорости налива и слива», – рассказал Р. Ситдеков. По словам И. Липинского, упомянутый клапан изначально был ограничен скоростью 15 тонн/час. Сегодня речь идет о скорости перелива до 25 тонн/час.


Сложным моментом для автоперевозок в зимнее время оказалась дорожная ситуация – трассы не всегда бывают почищены, что критично для скорости движения цистерн. Оперативно решать вопросы в этом поле помогает взаимодействие с балансодержателями участков дорог, по которым организованы перевозки.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ
К концу III квартала 2025 года запланировано запустить железнодорожную инфраструктуру для доставки аммиака на терминал.

У этого способа доставки есть несколько существенных отличий от автомобильной. При запуске железнодорожной перевозки планируется принимать один маршрут в сутки – порядка 2800 тонн аммиака единовременно (в одном вагоне примерно 48 тонн). Также в железнодорожные цистерны аммиак будет грузиться при положительной температуре. Этого требуют правила перевозок по железной дороге. На терминале аммиак будет переливаться через холодильную установку, которая охладит его до -30 градусов. Это исключит потери производительности.

Подключение железнодорожной составляющей, по расчетам специалистов терминала Port Favor, увеличит объемы перевалки в 1,5–2 раза. Схема автомобильных перевозок продолжит работу. После запуска холодильной установки аммиак с автотранспорта также можно будет пропускать через нее – это исключит сезонный фактор.

«Производство растет, но автомобильным транспортом невозможно вывезти объем порядка 1 млн тонн и более. Для достижения показателя необходима железная дорога. Рассчитываем, что к концу года осуществим первый маршрут по отгрузке аммиака на экспорт совместно с РЖД», – заключил И. Липинский.

Обе технологии в исполнении находятся на схожем уровне сложности. Из ограничивающих факторов у железнодорожной перевозки – зависимость от холодильной установки, необходимость организации работ на высоте при сливе аммиака из цистерны (сотрудник для подключения систем должен будет находиться над цистерной), а также оглядка на возможности железнодорожной станции и пропускных способностей.